Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Росинка» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Росинка» _______________ А.И.Аметова приказ от 30.08.2019 № 87-о/д ПРОГРАММА по сохранению и укреплению здоровья детей в МБДОУ « Росинка» «Наше Здоровье » Разработали: заведующий МБДОУ «Росинка» Аметова А.И. медицинская сестра Булатова Г.А. с. Красноармейское, 2019 г. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Ожидаемые результаты: - осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья; - повышение уровня ориентации к современным условиям жизни; - овладения навыками самооздоровления; - снижение уровня заболеваемости. Основные принципы работы: - принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей; - принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности; - принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья; - принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОО Профилактическое: - обеспечение благоприятной адаптации; - выполнение санитарно-гигиенического режима; - проведение обследования по программе и выявление патологий; -решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; - предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики; - проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. Организационное: - организация здоровьесберегающей среды ДОО; - определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик; - изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; - систематическое повышение квалификации педагогических кадров пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников. лечебное - иммунотерапия; - витаминотерапия; - оказание скорой помощи при неотложных состояниях; Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 наименование мероприятия Ответственные Разработка системы работы по оздоровлению и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим развитием детей Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательный процесс Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - игры-драматизации с медитацией - релаксационные комплексы - лечебно-оздоровительные игры ; - босоножье; - оздоровительная гимнастика. Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей Зав. ДОО, воспитатели Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий) Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОО Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.) Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей Воспитатели, медсестра Воспитатели Воспитатели, старший воспитатель, медсестра Зав. ДОО воспитатели Старший воспитатель, медсестра Воспитатели воспитатели, медсестра Зав ДОУ, воспитатели Формы и методы оздоровления детей № 1 3 Гигиенические и водные процедуры 4 Световоздушные ванны 5 Активный отдых 6 Диетотерапия содержание щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата и стиля жизни группы. утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия зрение и т.д.); спортивные игры; занятия аэробикой; умывание; мытье рук по локоть; игры с водой и песком; обеспечение чистоты среды; проветривание помещений сквозное; сон при открытых форточках; прогулки на свежем воздухе 2 раза в день; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха; развлечения и праздники; игры и забавы; дни здоровья; каникулы; рациональное питание; 7 Светотерапия обеспечение светового режима 8 Музтерапия 9. Аутотренинг и психогимнастика музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное сопровождение занятий; музыкальная и театрализованная деятельность игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры –тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; коррекция поведения; 10 Спецзакаливание 11 Стимулирующая терапия 2 Формы и методы Обеспечение здорового ритма жизни Физические упражнения босоножье; обширное умывание; дыхательная гимнастика; Сеансы фитоаэроионизации Поливитамины; «Живая вода» (полоскание горла и полости рта водой); чесночные медальоны; 12 Пропаганда ЗОЖ витаминизация третьего блюда; Организация консультаций, бесед, спец. занятий МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Физкультурно-оздоровительные занятия. Вид занятия и форма . 1.Утренняя гимнастика 2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями 3.Физкультминутка Особенность организации двигательной активности. Ежедневно в зале или на улице Ежедневно Ежедневно , по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия Ежедневно, во время прогулки 4.Подвижные игры и упражнения на прогулке. 5.Пробежки по массажным 2-3 раза дорожкам в сочетании с контрастными проводятся после воздушными дневного сна . ваннами 6.Гимнастика после дневного Ежедневно, по мере сна (комплекс упражнений) пробуждения и подъема детей УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ По физической культуре 3 раза в неделю, часы прогулки. Самостоятельная Ежедневно, под руководством Двигательная деятельность воспитателя. ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ 1.Неделя здоровья. 2 раза в год 2. Физкультурно-спортивные праздники 2-3 раза в год на открытом воздухе. 3.Физкультурный досуг. 1 раза в квартал СОВМЕСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ 1.Домашние задания Определяются воспитателем 2.Участие родителей в Подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных массовых Физкультурных досугов мероприятиях ДОО Праздников, посещения открытых мероприятий. Физкультурно-оздоровительные занятия и их вариативность 1.Утренняя гимнастика. Традиционный комплекс. Подвижные игры. Оздоровительные пробежки вокруг детского сада. Преодоление полос препятствий. 2.Двигательная разминка между занятиями. Игровые упражнения. Подвижные игры на ориентировку в пространстве. Двигательные задания. 3.Физкультминутки. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Имитационные упражнения. Общеразвивающие упражнения. 4.Подвижные игры и физические упражнения. Подвижные игры. Спортивные упражнения. Двигательные задания, с использованием полосы препятствий. Упражнения в основных видах движений. Элементы спортивных игр. 5.Коррекционная работа с детьми по развитию движений. Дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности детей. Упражнения по формированию осанки и стопы. Двигательные задания по усмотрению воспитателя. 6.Гимнастика после дневного сна. Разминка в постели . Игровые упражнения. Сюжетно-игровая гимнастика. Пробежки по массажным дорожкам. 7.Учебные занятия по физической культуре. Традиционное; Игровое; сюжето-игровое; тренировочное; ритмическая гимнастика; по интересам детей; комплексное; контрольно-проверочное; тематическое; 8.Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе. Под руководством воспитателя. 9.Неделя здоровья. Подвижные игры и упражнения, разработанные по сценарию. Фрагменты из физкультурных досугов. 10.Физкультурные праздники и досуги. игры и упражнения; спортивные игры; упражнения в основных видах движения; игры-эстафеты; музыкально-ритмические упражнения; ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ. Задачи физического развития дошкольников. 1.Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности. 2.Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки. 3.Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этих задач в ДОО созданы следующие условия: оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголок здоровья в группе. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами: 1.Полноценное питание детей. 2.Закаливающие процедуры. 3.Развитие движений. 4.Гигиена режима. Принципы организации питания: - выполнение режима питания; -калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов; -гигиена приема пищи; -индивидуальный подход к детям во время питания; -правильность расстановки мебели. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка. Основные факторы закаливания: -закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня; -закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности; -закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка; -постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур; В ДОО проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: -облегченная одежда для детей в ДОО; -соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья; -соблюдение температурного режима в течении дня; -дыхательная гимнастика после сна; -релаксационные упражнения; -мытье рук прохладной водой по локоть; -полоскание горла. Развитие движений. Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания: -повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды; -совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям; -повышение физической работоспособности; -нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития; -повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению здоровья. Основные принципы организации физического воспитания в ДОО. 1.Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. 2.Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами. 3.Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов оздоровительной гимнастики, упражнений для повышения выносливости . Формы организации физического воспитания: -Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке; -физкультминутки; -спортивные игры; -утренняя гимнастика; -индивидуальная работа с детьми. Гигиена режима: 1.Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию. 2.Рациональное построение режима дня. 3.Охрана жизни и деятельности детей. 4.Санитарно-просветительая работа (с сотрудниками и родителями). 5.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. 6.Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям: -привитие стойких культурно-гигиенических навыков; -обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; -формирование элементарных представлений об окружающей среде; -формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Комплекс оздоровительных мероприятий . 1.Приѐм детей на свежем воздухе (при температуре выше -15°) 2. Утренняя гимнастика 3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения . 4. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю . 5. «Чесночные» киндеры . 6. Прогулки: дневная 10.40-12.10; вечерняя 16.35-18.00 7. Оптимальный двигательный режим. 8. Сон без маек и подушек. 9. Гимнастика в кровати. 10. Упражнения на профилактику плоскостопия . 11. Закаливание. 12. Элементы обширного умывания. Перспективный план коррегирующих и познавательных занятий. Настоящая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта дошкольного образования по физическому развитию детей для дошкольных учреждений. В ней учтены приоритетные направления работы ДОО «Физическое развитие и оздоровление детей дошкольного возраста ». Занятия по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста проводятся 3 раза в неделю. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май). Программа составлена в соответствии с ФГОС ООП ДО «От рождения до школы»- под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -2014. Задачи: 1.Создание эмоционального комфорта для детей дошкольного возраста. 2. Стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью. 3. Формировать и совершенствовать умения и навыки в основных видах движений в игровой форме. 4. Развивать разнообразные виды движений. 5. Приучать действовать совместно, под музыку. 6. Учить выполнять правила в подвижных играх. 7. Развивать психофизиологические возможности детей, используя нетрадиционные методы оздоровления. Месяц Тема занятия Задачи 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. 2. Учить выполнять основные движения : ползание на четвереньках, прокатывание мяча друг другу. 3. Закреплять навыки в построении врассыпную и в беге стайкой за воспитателем. 3.Приучать детей во время подвижной игры "Мой веселый звонкий мяч ", выполнять подскоки на месте. Игровое 1.Вызвать у детей физкультурное эмоциональный занятие по отклик и желание сказке участвовать в Компонент ДОО Сентябрь Игровое физкультурное занятие по сказке "Курочка Ряба " Использование нетрадиционных методов оздоровления детей. Психогимнастика всхлипывание -вдох без выдоха 1-2 мин.(плачет дед, плачет баба). Происходит насыщение крови кислородом. Октябрь Дыхательная звуковая гимнастика. Несколько раз зевнуть и потянуться. (Зевание Предварительная работа Рассказывание сказки. Рассматривание иллюстраций по сказке. Игры с цветными яйцами ( киндер). Наблюдения, Сопутствующие опыты формы работы Рисование "Нарисуй яичко Курочке Рябе ". Рассказывание сказки "Репка", рассматривание иллюстраций к сказке, Знакомство с овощемрепкой, попробовать Аппликация на тему : " Выросла репка большая пребольшая ". " Репка ". Ноябрь занятии. 2.Учить выполнять основные движения (ползание под препятствием на четвереньках и бросание мяча вперед- снизу и ловля его ). 3.Закреплять навыки в ходьбе стайкой за воспитателем (усложнение-ходьба между предметами в подвижной игр "Через ручеек " 4.Продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, усложняя подскоки с продвижением вперед. Игровое 1.Вызвать у детей физкультурное желание участвовать занятие по в игровом занятии. сказке " 2.Учить детей Упрямые козы выполнять основные " движения: ходьбу друг за другом по ограниченному стимулирует гортаннолегочный аппарат, деятельность головного мозга и также снимает стрессовое состояние. Психогимнастика. Вхождение в образ "кошечки" и "собачки". Улучшается кровоснабжение, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса. игры с сюжетнобытовыми игрушками (дед, бабка, внучка ). Релаксационные упражнения для мимики лица. 1.Нахмуриться ( сердитесь) расслабить брови 2.Расширить глаза (страх).- усилить Рассказывание сказки "Упрямые козы", рассматривание картинок и иллюстрации к сказке, пальчиковый театр по сказке. ее на вкус. Декабрь пространству ( дорожки шириной 25 см ). и пролазание через бревно удобным для ребенка способом . 3.Отрабатывать навык бросания и ловли мяча от груди вперед. 4.Закреплять подскоки детей на двух ногах с продвижением вперед. 5.Побуждать детей бегать в разных направлениях. Игровое 1.Вызвать у детей физкультурное эмоциональный занятие по отклик на игровое сказке занятие и желание "Горшок участвовать в нем. каши" 2.Учить детей ползать на четвереньках по гимнастической скамейке. 3.Психологически подготовить каждого мышечное чувство лица. Дыхательная звуковая гимнастика. "Полет самолета" Дети -самолеты летают со звуком "У". Это упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению. Гимнастика для глаз . Упражнение для развития дыхания "Аромат цветов". Рассказывание сказки "Горшок каши",картинки, иллюстрации по сказке, пальчиковый театр по сказке. Наблюдение во время завтрака за тем, что каша бывает жидкая и густая. Сюжетноролевая игра «Пригласи в гости сказочных героев» Январь ребенка к преодолению препятствий при перепрыгивании через линии. 4.Закреплять у детей навык перебрасывания мяча через веревку от груди. 5.Побуждать подвижными играми детей бегать в разных направлениях. Игровое 1.Вызвать у детей физкультурное эмоциональный занятие по отклик на игровое сказке "Как занятие и желание лисичка бычка участвовать в нем. обидела" 2.Учить детей подтягиваться, лежа на животе, на гимнастической скамейке (темп свободный). 3.Формировать у детей умение ходить по толстому шнуру приставным шагом. 4.Закрепить у детей Релаксационное упражнение для мимики лица (см. за ноябрь) Упражнение для развития дыхания "Паровоз" Рассматривание картинок иллюстраций по сказке "Как лисичка бычка обидела", пальчиковый театр. Рассказывание сказки. Наблюдение за рыбками в аквариуме. Аппликация на тему: « Рыбка» Февраль навык перепрыгивания через веревку и бросание мяча из-за головы. 5.Совершенствовать умения детей двигаться на ограниченном пространстве (бег между линиями). Игровое 1.Вызвать у детей физкультурное эмоциональный занятие по отклик на игровое сказке "Волк и занятие и желание семеро козлят" участвовать в нем. 2.Учить бросать предметы в вертикальную цель одной и двумя руками на расстояние 2-2,5м 3.Отрабатывать навык подтягивания, лежа на животе на гимнастической скамье с продвижением вперед. 1.Дыхательная и звуковая гимнастика.(Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует гортаннолегочный аппарат и деятельность головного мозга. 2. Психогимнастика. Игра "Зернышко". Игра "Небо- лейка" (см. за декабрь). Рассказывание сказки "Волк и семеро козлят",рассматривание иллюстраций и картинок к сказке, различные театры по сказке. Лепка на тему «Подарки для маленьких козлят» Март 4.Формировать у ребенка чувство уверенности в преодолении препятствий при перепрыгивании через две линии (1015см). 5.Совершенствовать навыки ходьбы и бега через их усложнение (перешагивание через предметы, бег между линиями. Игровое 1.Вызвать у детей физкультурное эмоциональный занятие по отклик на игровое сказке занятие и желание "Заюшкина участвовать в нем. избушка" 2.Учить детей лазать по стремянке удобным для них способом. 3.Формировать у детей умение бросать мячик в горизонтальную цель одной и двумя Дыхательная и звуковая гимнастика "Плакса" Ребенок плачет со звуком "ы". Что ты плачешь "ы" да "ы-ы-ы" Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать. Звук "ы" снимает усталость головного мозга. Рассматривание картинок и иллюстраций по сказке "Заюшкина избушка", игра с раз- личными цветными сюжетными игрушками (зайчик, лиса), различные виды театра по сказке. Рассказывание сказки. Опыты со снегом. Наблюдение за тем, как в тепле снег тает. Коллективная работа по конструированию из бумажных цилиндров «Избушка для зайчика» Апрель руками с расстояния 2-3 м. 4.Закрепить навыки детей в перешагивании и в переп- рыгивании через препятствия и в беге в медленном темпе. Игровое 1.Вызвать у детей физкультурное эмоциональный занятие по отклик на игровое сказке занятие и желание "Теремок" участвовать в нем. 2.Продолжать лазать по стремянке удобным способом, преодолевая боязнь высоты. 3.Совершенствовать умения детей в бросании предмета в вертикальную и горизонтальную цель одной и двумя руками. 4. Развивать навыки детей в беге и ходьбе через их усложнение (медленный бег, перешагивание из 1.Дыхательная и звуковая гимнастика. (Несколько раз зевнуть и по- тянуться. Зевание стимулирует гортанноле- гочный аппарат и деятельность головного мозга. 2.Психогимнастика. Игра "Зернышко". Рассматривание картинок и иллюстраций по сказке "Теремок", драматизация сказки, игры с сюжетны- ми игрушками. Наблюдение за весенними ветками Аппликация "Теремок круга в круг. Май Игровое физкультурное занятие по сказке "Колобок" 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем. 2.Учить детей спрыгивать с предмета высотой 15 см. 3.Закреплять у детей навык в перешагивании с ящика на ящик (высота 10-15 см). 5.Продолжать совершенствовать умения детей в бросании предмета вдаль удобным способом правой и левой руками. Гимнастика для глаз. Упражнение для развития дыхания "Аромат цветов". Картинки и иллюстрации по сказке, различные сюжетные картинки, игрушки, различные игровые нас- тольные театры. Наблюдение за тем, как воспитатель замешивает солевое тесто для занятий по лепке. Лепка из пластилина "Колобок" Модель взаимодействия воспитателя с родителями для повышения эффективности коррекционной работы Профилактика - Создание условий - Наглядная пропаганда - Чтение психологической литературы - Консультативный диалог Диагностика - Беседы - Тесты, анкеты - Непосредственное наблюдение Коррекция - Советы и рекомендации - Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов, практические занятия, тренинги, игры и прочее.