МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСИНКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Росинка» ______________А.И.Аметова приказ от 30.12.2021 г. № 136-о/д ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Росинка» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым на 2022 – 2026 г.г. СОГЛАСОВАНО Начальник управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым ___________________ Е.В.Братусина с. Красноармейское Оглавление ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОСИНКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2022-2026 ГГ. .................... 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................. 6 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБДУ «РОСИНКА» ................................................................................................ 6 ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУ.................................................................. 7 КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДУ «РОСИНКА» ......................................... 13 ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДУ «РОСИНКА» .. 14 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................................. 16 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ ............ 17 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ ............................................................................................ 18 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОСИНКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2022-2026 ГГ. Полное наименование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Росинка» муниципального образования учреждения Красноперекопский район Республики Крым РФ, 296032, Республика Крым, Адрес, Красноперекопский район, с. Красноармейское, ул. 50 лет Октября, 2 +7(978) 8756376 Телефон Аметова Айше Ибрагимовна Заведующий Муниципальное образование Красноперекопский район Учредитель Республики Крым На осуществление образовательной деятельности № 1479 от Лицензия 26.04.2019г Лицензия на Нет осуществление медицинской деятельности Режим работы МБДУ Контингент воспитанников Группы 10,5 часов (с 7.30 до 18.00) от 1 года 3 месяцев до 8 лет Наименование программы Статус программы Программа развития МБДОУ «Росинка» на 2022 - 2026 годы Управление программой Исполнитель Педагогический совет МБДОУ «Росинка», родительский комитет Творческий коллектив педагогических работников и родители воспитанников МБДОУ «Росинка» Администрация МБДОУ, педагогический совет, родительский комитет Программа реализуется в период 2022-2026 гг Контроль за реализацией программы Сроки реализации программы 4 группы общеразвивающей направленности Нормативный документ МБДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Стратегический план осуществления актуальных и перспективных нововведений в образовательном учреждении, образовательных потребностей и социального заказа. 3 Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 27.10.2020 № 32, - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, - Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Программа предназначена для определения наиболее перспективных направлений деятельности МБДОУ на ближайшие 5 лет Создание в детском саду условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 1. Создать современную систему управления качеством образования МБДУ. 2. Создать единое психолого-педагогическое пространство для развития и воспитания детей через формирование взаимодействия «Педагог - Ребенок - Родитель». 3. Разработать единую линию преемственных связей между МБДОУ и школой; обеспечивающую эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. - субвенции Республики Крым; - субсидии из муниципального бюджета; - спонсорская помощь, благотворительность; - участие в грантовых конкурсах, проектах - Основание для разработки Программы развития Назначение программы Цель Задачи Финансовое обеспечение программы 4 Ожидаемые результаты создание гибкой управленческой системы с участием родительской общественности; улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования; обогащение предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО; положительная динамика состояния здоровья детей, что способствует повышению качества их образования; повышение количества выпускников ДОУ, успешно усваивающих программу начального образования, качество сформированных ключевых компетенций способствующих успешному обучению ребѐнка в школе; функционирование единой информационной системы, обеспечивающей открытость системы образования; повышение числа педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категории; активное участие педагогического коллектива в распространении опыта на муниципальном, республиканском уровне; внедрение информационных технологий в образовательный процесс, создание базы методических разработок с использованием ИКТ; удовлетворенность семей воспитанников услугами ДОУ. 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование становится первой ступенью системы образования, впервые утвержден ФГОС дошкольного образования. Реализуется новая финансово-экономическая модель (муниципальное задание, подушевое финансирование и пр.) Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг. В современной системе дошкольного и школьного воспитания на начальном этапе непрерывного образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих «сверху» и инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных образовательных учреждений. Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий. Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития ДОУ, представляющей собой систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного достижения поставленных целей. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Приоритетной становится совместная детско-взрослая проектная деятельность. При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и резервные возможности образовательного учреждения, специфика региональных традиций образования, потребности родителей воспитанников, профессиональный уровень педагогов. Наличие данной программы обеспечивает системность и преемственность в реализации воспитательных и образовательных задач, помогает исключить дублирование в работе учреждения, фокусировать внимание на актуальных проблемах педагогической деятельности, более эффективно реализовывать требования ФГОС ДО. В данной программе выделены основные направления работы коллектива на 5 лет, учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные технологии в условиях развития ДОУ. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБДОУ «РОСИНКА» 6 Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2022-2026 годов обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социальноэкономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребѐнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребѐнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребѐнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ Программа развития МБДОУ «Росинка» направлена на решение следующих проблем: 1. Структура управления ДОУ. Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом дошкольного учреждения является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью ДОУ. Заведующий ДОУ назначается управлением образования и молодежи Красноперекопского района. Формами самоуправления дошкольного учреждения являются: общее собрание работников, Педагогический совет, Общее собрание родителей, Попечительский совет. Единоличным исполнительным органом Учреждения является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. Формами коллегиального управления Учреждением являются: - Общее собрание трудового коллектива - Педагогический совет - Общее родительское собрание - Попечительский совет Общее собрание трудового коллектива является постоянно действующим высшим коллегиальным органом управления Учреждением. Компетенция Общего собрания: - определяет перспективные направления функционирования и развития Учреждения; 7 - обсуждает положения коллективного договора, вносит предложения по изменению и дополнению в коллективный договор; - принимает правила внутреннего трудового распорядка Учреждения; - принимает внутренние документы Учреждения, конкретизирующие и детализирующие нормы трудового законодательства Российской Федерации; - избирает кандидатов в члены комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от работников Учреждения; - вносит предложения по вопросам улучшения функционирования Учреждения, совершенствования трудовых отношений и условий труда работников, в том числе по вопросам охраны и безопасности условий образовательного процесса и трудовой деятельности, охраны жизни и здоровья воспитанников и работников Учреждения; - создает при необходимости временные и постоянные комиссии для решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания, и устанавливает их полномочия; - обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в Учреждении и мероприятия по ее укреплению, рассматривает факты нарушения трудовой дисциплины работниками Учреждения; - обсуждает вопросы поощрения работников и представляет их кандидатуры к награждению. Педагогический совет ДОУколлегиальный орган, объединяющий педагогических работников ДОУ, который действует в целях управления организацией образовательного процесса, развития содержания образования, реализации образовательных программ, повышения качества обучения и воспитания обучающихся, совершенствования методической работы ДОУ, содействия повышению профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников ДОУ. Педагогический совет определяет: - основные направления образовательной деятельности Учреждения, в том числе теоретико-методологические аспекты и основания нововведений и инноваций, планируемых к реализации в Учреждении; - пути дифференциации, индивидуализации образовательного процесса, построения вариативного развивающего образования; - основную образовательную программу, парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы для использования в образовательном процессе; - основные направления взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, в том числе образовательные проекты, реализуемые Учреждением совместно с семьями воспитанников; - режим работы Учреждения согласно санитарно-эпидемиологическим правилам. В целях реализации права родителей (законных представителей) на участие в управлении Учреждением, оказания помощи педагогическому коллективу в воспитании и обучении воспитанников, обеспечения единства педагогических требований к ним, в Учреждении созданы и функционируют коллегиальные органы, представляющие родителей (законных представителей). Собрание родителей (законных представителей) воспитанников (далее – Родительское собрание) является коллегиальным органом управления и функционирует как в отдельных группах (групповые родительские собрания), так и на уровне ДОУ (Общее родительское собрание). Кроме того, Родительское собрание является формой работы с родителями (законными представителями), используемой ДОУ для ознакомления родителей (законных представителей) с содержанием и методикой образовательного процесса в Учреждении, психолого-педагогического просвещения. 8 Компетенция Общего родительского собрания: - вносит предложения в план работы Учреждения, в Программу развития Учреждения; - вносит предложения по организации режима работы Учреждения; - взаимодействует с общественными организациями по вопросам пропаганды традиций Учреждения, семейного воспитания; - выбирает родительский комитет Учреждения; - заслушивает отчеты заведующего Учреждения, председателя родительского комитета Учреждения; - инициирует проведение семинаров для родителей (законных представителей) воспитанников; - рассматривает вопросы поощрения родителей (законных представителей) воспитанников; - осуществляет вовлечение родителей в процесс управления Учреждением; - рекомендует темы (вопросы) для обсуждения на родительских собраниях групп Учреждения; - участвует в планировании, организации и проведении совместных мероприятий, праздников, конкурсов, соревнований и т.д. В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Проблемное поле: Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности, инертность перед новыми активными формами работы. Низкая активность Совета родителей. Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения 2. Образовательная деятельность ДОУ. В МБДОУ «Росинка» дошкольное образование осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательного учреждения, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М. В образовательной деятельности педагоги используют современные инновационные технологии, проектная деятельность, игровые технологии, развивающие игры. По результатам педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО в познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках, символах, времени. У детей старшего дошкольного возраста достаточно хорошо развита познавательная активность, логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы познания окружающего мира (познавательная литература, наблюдения, опыты, игры-экспериментирования). Хорошему освоению знаний способствует организация непосредственно образовательной деятельности с использование разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры9 экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметноразвивающей среды. Для более эффективного осуществления образовательной деятельности необходима организация индивидуального подхода. Особое внимание при организации образовательного процесса отводится работе с родителями, которая включает в себя: адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с лицензией, Уставом ДУ, ООП и другими локальными актами); выявление потребностей, интересов и возможностей семьи, разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы; совместные с родителями праздники и развлечения, проекты, акции и другие мероприятия. Проблемы, выявленные в организации образовательной деятельности ДОУ: современные инновационные технологии применяются воспитателями не в системе, педагоги недостаточно транслируют опыт применения современных методов обучения и воспитания дошкольников; идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника; неготовность педагогов организовывать образовательный процесс на основе учета интересов и потребностей детей; преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, тормозящих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника; снижение уровня мотивационной готовности детей к школе; несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей. не в полной мере удовлетворяются запросы родителей в предоставлении дополнительных образовательных услуг. Работа по единой регламентированной программе приводит к единообразию и традиционности форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. 3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Для эффективной организации образовательной деятельности ДУ необходимы педагоги, готовые к переобучению, постоянно совершенствующие свое профессиональное мастерство, проявляющие инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Количество педагогических сотрудников по штатному расписанию – 7,0 ставок, фактическое количество – 7: старший воспитатель – 0,5 ст.; 6,0 – воспитателя. Кадрами ДОУ полностью обеспечено, все педагоги имеют дошкольное образование. Все педагоги повысили свою квалификацию в соответствии с ФГОС ДО. Таким образом, укомплектованность кадрами составляет 91%. Основу педагогического персонала в дошкольном учреждении составляют специалисты 10 маленьким стажем работы, для которых характерны инициативность, творческий подход. Однако, отсутствие педагогического опыта вызывает трудности в работе. В ДОУ с педагогами проводится планомерная работа по повышению их профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. В ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории. Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ: большинство педагогов имеют недостаточный опыт работы по данной профессии, не имеют квалификационную категорию; использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и родителями; отсутствие системы в использовании технологий развивающего обучения, в организации интегративного процесса во взаимодействии с разнообразными видами детской деятельности; применение одних и тех же приѐмов работы с детьми и родителями, имеющими разные потребности; низкий уровень владения ИКТ некоторых педагогов и умения применять их в образовательном процессе; недостаточное владение навыками ведения необходимой документации в соответствии с ФГОС. Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, освоением и применением ИКТ в образовательном процессе, с трудностями перехода от консервативной учебной модели к партнерской совместной деятельности детей и взрослых, ведением документации в соответствии с ФГОС. 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ В настоящее время ДОУ осуществляет образовательный процесс с детьми по Основной общеобразовательной программе МБДОУ, выстроенной в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО. Программа предусматривает воспитание и развитие детей по пяти образовательным областям: речевая, познавательная социальнокоммуникативная, физическая и художественно-эстетическая. Образовательный процесс в ДОУ строится в соответствии с учебным и годовым планом, рабочими программами воспитателей. В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана предметно-развивающая среда, соответствующая всем современным санитарным и методическим требованиям. Предметно-пространственное окружение ДУ эстетически продумано и оформлено. В каждой возрастной группе создана своя предметноразвивающая среда, созвучная тем программам и технологиям, по которым работают педагоги. Каждая группа имеет групповое помещение, приѐмную, спальню, туалетную комнату. Групповые комнаты включают игровую, познавательную, обеденную зоны. 11 Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарѐм. При оформлении групповых ячеек воспитатели исходят из требований федерального государственного стандарта и безопасности используемого материала для здоровья детей. В МБДОУ «Росинка» имеется проектор и переносной экран, интерактивная доска, 6 ноутбуков предоставляющие возможность каждому воспитателю применять современные информационные технологии в образовательном процессе. В ДОУ имеется медицинский кабинет, состоящий из кабинета для медицинского работника, изолятора. Пищеблок состоит из трех блоков: блок сырой продукции, вареной продукции и готовой продукции. Оборудование пищеблока соответствует требованиям СанПиН и Роспотребнадзора. В МБДОУ «Росинка» есть доступ к электронным ресурсам сети интернет, который педагоги и сотрудники ДОУ могут осуществлять в методическом кабинете ДУ. В ДОУ имеются участки для прогулок - эстетически оформленные, оборудованные для осуществления двигательной активности на участке. Все оборудование соответствует требованиям СанПиН и Роспотребнадзора. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ доступная, безопасная, вариативная, соответствует возрастным возможностям детей. Среда оснащена информационно-техническими средствами: в каждой группе есть ноутбуки, магнитофоны. Для организации мероприятий в музыкальном зале имеется ноутбук, проектор, экран. Кабинеты заведующего, старшего воспитателя, и медсестры оснащены компьютерами и принтерами. Проблемы программно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: - недостаточно дополнительных методических и наглядно-дидактических материалов; 5. Здоровьесбережение в ДОУ Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. В дошкольном учреждении проводится работа по улучшению состояния здоровья воспитанников и внедрения, современных здоровьесберегающих технологий. С детьми организуются тематические, игровые занятия и игры с валеологической направленностью, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование, оздоровительно-игровые часы. Посещаемость и заболеваемость детей регулярно анализируется медсестрой и педагогическим коллективом ДОУ. В ДУ осуществляется контроль за выполнением режима дня, выполнения двигательного режима, графика проветривания. В учреждении выстроена четкая система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию нарушений состояния здоровья как у воспитанников ДОУ, так и у сотрудников ДОУ (плановые профилактические осмотры, диспансеризация). В работе с родителями особое внимание уделяется консультативной помощи, оформлению тематических стендов, проведению дней открытых дверей, дней здоровья с участием родителей, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, совместные проекты по формированию у детей ЗОЖ, совместные спортивнооздоровительные мероприятия. Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиНа при организации образовательного 12 процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдение санитарно-гигиенических требований (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия). Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ: все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов; нет инструктора по физическому развитию детей. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ «РОСИНКА» Дошкольный возраст в жизни ребѐнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребѐнка, ценностное отношение ребѐнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребѐнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является определение перспективных направлений развития ДУ в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Красноперекопского района; а также повышение качества образования через внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. Инновационный характер Программы развития МБДУ «Росинка» реализуется через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, обеспечение личностно–ориентированной модели организации педагогического процесса в условиях требований ФГОС ДО, позволяющей ребѐнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме, развивать его социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и дошкольного учреждения. Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы развития деятельности МБДОУ «Росинка» являются: - Создать современную систему управления качеством образования МБДОУ. - Создать единое психолого-педагогическое пространство для развития и воспитания детей через формирование взаимодействия «Педагог - Ребенок - Родитель». - Разработать единую линию преемственных связей между МБДОУ и школой; обеспечивающую эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. 13 В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы реализации Программы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ: Гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на личность ребѐнка посредством повышения уровня профессиональной компетенции педагогов; обеспечения заинтересованности педагогов в результате своего труда; изменения организации предметно-развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей и требованиям ФГОС ДО; изменения содержания и форм совместной деятельности с детьми, введения интеграции различных видов деятельности. Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием; Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями. Участниками реализации Программы развития МБДОУ «Росинка» являются педагоги, специалисты, родители, воспитанники ДОУ. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ «РОСИНКА» 1. Для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста в условиях заданных ФГОС ДО; - хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; - обеспечение индивидуального педагогического и медико–социального сопровождения для каждого воспитанника ДУ; 14 - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДУ, возможность выбора платных дополнительных программ развития; - качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребѐнка в школе. 2. Для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; -квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника; - будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий; - поддержка инновационной деятельности. 3. Для МБДОУ: - будет налажена система управления качеством образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - развитие сотрудничества с другими социальными системами; - будут обновляться и развиваться материально–технические и медико–социальные условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Реализация программы позволит сделать процесс развития МБДОУ «Росинка» более социально–ориентированным и адаптированным к условиям, заданным ФГОС ДО. Программа будет реализована в 2022-2026 годы в три этапа: 1-й этап (2022-2023г.) - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы): разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-й этап (2023-2025гг.) – Практический этап (работа по преобразованию существующей системы): апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой; периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой; коррекция мероприятий. 3-й этап (2025-2026г.) Итоговый (аналитически-информационный этап): мониторинг эффективности реализации программы; аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении; реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; 15 Элементы риска развития программы МБДОУ «Росинка» При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования, быстрый переход на новую программу развития МБДОУ «Росинка» может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива. Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим Советом МБДОУ. Управление реализацией Программы осуществляет заведующий МБДОУ «Росинка». ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития дошкольного учреждения должны произойти существенные изменения в следующих направлениях: 1. Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 2. Создание гибкой управленческой системы с активным участием родительской общественности. 3. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса. 4. Развитие педагогического потенциала. 5. Улучшение материально-технического обеспечения и предметно-пространственной среды ДОУ для реализации программы дошкольного образования. Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать: инновационный потенциал и климат в педагогическом коллективе, включенность педагогов в экспериментальную и поисковую деятельность; качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДУ «Росинка» с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов; совершенствовать систему педагогического мониторинга; создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообщества; обновить содержание и технологии дошкольного образования; построить динамичную, безопасную развивающую среду. Ожидаемые социальные эффекты Программы развития МБДУ «Росинка»: • Повышение качества образовательного процесса. Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов. Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы. Повышение уровня компетенции педагогов. 16 Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении. Уменьшение процента текучести кадров в коллективе. Распространение педагогического опыта. Привлечение общественных организаций как партнеров ДУ к совместному решению проблем образования детей дошкольного возраста Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. Возрождение традиционного семейного воспитания здорового ребенка, укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи, ведение здорового образа жизни, доступная медицинская, психологическая и педагогическая помощь по проблемам молодой семьи. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ Организационные Организация временных творческих групп для реализации Программы развития; Внесение изменений и дополнений в ООП; Обсуждение Программы с родительской общественностью. Кадровые Расширение деятельности по распространению ППО в системе образования района; Обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всех сотрудников детского сада; Расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации кадров; Поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной деятельности и творческой инициативы, прогнозирование положительных результатов. Материально-технические Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, безопасной и здоровьесберегающей среды помещений и участков; Дидактическое оснащение программы «От рождения до школы» и программ дополнительного образования; пополнение спортивного оборудования и технического оснащения; Разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и кабинетов; Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и современных санитарно-гигиенических, безопасных и психолого-педагогических требований. Социально-культурные Формирование «открытого образовательного пространства МБДУ «Росинка» – развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных проектов, реального влияния на процессы развития МБДУ в целом; Обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников. Нормативно - правовые и финансовые 17 Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения по выполнению Программы Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на: расходы на оплату труда работников, реализующих Программу; расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; иные расходы, связанные с реализацией Программы. Научно-методические Учет современных ориентиров дошкольного образования и передового педагогического опыта МБДОУ; Разработка мониторинга качества образовательного процесса ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя несколько этапов: Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники). Изучение документации. Обработка полученной информации. Обсуждение на педагогическом совете, Совете ДУ полученных данных, их анализ и интеграция. Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса; Общем собрании родителей - способов взаимодействия ДОУ и семьи. Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта. Разработка рекомендаций. По каждому направлению Программы развития оценка результатов будет осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки отдельного направления будет разработан в ходе реализации Программы. Информация о реализации программы будет размещаться на сайте дошкольного учреждения. 18