13.03.2020
В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.
Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. Эффективней проводить AT перед сном.
AT имеет четыре фазы:
1) расслабление мышц и расширение сосудов;
2) сюжетное воображение;
3) самопрограммирование;
4) закрепление.
Представляемые образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.
Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь, живот, спина - беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы к нам, энергия - вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения
Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Исследователем Холтом полученные данные свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное - уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева».
Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы.
Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он -- Творец. Для снятия физического напряжения ребёнка нужно использовать игры с песком, водой и глиной.
При игровой коррекции поведения применяется групповая игра, которая поможет ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и не принужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействия со сверстниками. Если рисование - это, прежде всего, индивидуальный процесс самопознания и саморегуляции, то их проигрывание представляет уже групповой процесс общения и познания себя среди других сверстников. Рисование, следовательно, позволяет быть собой, а групповая игра - быть другим. Развиваемая игрой способность быть собой среди других - это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением. В сочетании с умением воспитателя наладить контакт с ребенком, поддерживать и воодушевить его в нужную минуту достигается приемлемый уровень адаптации детей в детском саду.
Воспитатель предлагает детям придумать историю и желательно дополнить ее рисунками, масками, отражающими те или иные перипетии сюжета. Тогда игра станет для всех более интересной. После того, как в группе будет подготовлено несколько историй, спрашивается, кто из детей хотел бы, чтобы его история была зачитана и проиграна в первую очередь. Автору предлагается выбрать роль для главного героя и остальных действующих лиц. Необязательно, чтобы автор был главным действующим лицом, поскольку в ряде историй, он представлен отрицательным персонажем, к тому же в группе всегда найдутся и те, кто захочет сыграть эту роль. Поскольку правила игры накладывают определенные ограничения, то даже дети с психоподобным поведением, нередко претендующие на ведущую роль, вынуждены как-то соразмерить свои действия, подстраиваться под общую тональность игры и соблюдать условность там, где раньше они действовали напрямик - «хочу и все».
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, а так же у них уменьшается агрессивность. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Еще одним средством снятия агрессивности в адекватной форме может стать детский рисунок.
В рисунках ребенок естественным и спонтанным образом выражает свои чувства. Он убивает и воскрешает, созидает и разрушает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его манера чувствовать и объяснять окружающий мир. Таким образом, для взрослого детский рисунок может стать неистощимым источником наблюдений и инструментом для снятия детской агрессивности. При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. У него не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге. Независимо от того, что нарисует ребенок, сюжет рисунка не должен подергаться критике со стороны взрослого. Это может быть оформленный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных темных тонов. В любом случае - это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка, и взрослым следует отнестись к нему достаточно бережно. После окончания рисования можно спросить у ребенка, что он нарисовал, уточнить непонятные детали, поговорить о его чувствах: «Расскажи мне о своем рисунке. Что ты сейчас чувствуешь? Хочешь еще что-нибудь нарисовать? Что бы ты хотел сделать со своим рисунком?».
Следующий метод снятия агрессии, релаксация или мысленное расслабление.
Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Ели детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.
Воображение - хороший помощник для расслабления. Ребята с удовольствием выполняют некоторые упражнения.
1) «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».
2) «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке».
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком. Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком
Таким образом, основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу. Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Подводя общий итог можно сказать следующее, что для повышения эффективности социально-профилактической работы с агрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование у агрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения дошкольников становится не только психологически необходимым, но и социально значимым явлением.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2020
Дата обновления: 13.03.2020
Дата публикации: 13.03.2020